В последнее время морские круизы становятся все более популярным и, что важнее, более доступным вариантом туристических поездок. И это неудивительно: все современные круизные лайнеры оборудованы стабилизаторами качки, а их маршруты разрабатываются таким образом, чтобы по возможности избегать штормов. Ощущение «замкнутого пространства» нивелируется за счёт продуманной планировки кают и всех «пассажирских» помещений корабля. А чтобы туристы, паче чаяния, не заскучали во время плавания от одного порта до другого, для них предусмотрено множество развлечений на борту.
Опять-таки, если раньше морские круизы считались отдыхом для очень богатых людей, то сегодня туристы уже могут выбирать, скажем, между отдыхом в Испании или морским путешествием. Постепенно меняется и сам дух морских путешествий: теперь это действительно в большей степени отдых, чем демонстрация своего социального статуса. Ещё один, новый «плюс» круизов — на ряд морских туров мы теперь начали выставлять групповые пакетные цены (раньше всё рассчитывалось по отдельности).
Одно из первых правил, которое следует усвоить, подбирая круиз: размер лайнера действительно имеет значение, причём даже большее, чем принадлежность судна к той или иной круизной компании. Именно размер в первую очередь определяет стиль и характер отдыха на борту, его основные плюсы и возможные минусы.
Если говорить коротко, то большие корабли могут предложить путешественникам гораздо больше возможностей, тогда как корабли поменьше имеют более уютную, приватную атмосферу на борту. Кроме того, есть и другие важные моменты, в первую очередь, год спуска корабля на воду. Дело в том, что при строительстве современных круизных лайнеров всё, что нужно для комфортного отдыха и развлечений на борту, предусмотрено ещё на стадии технической разработки. И потому заметно лучше, чем на кораблях «в возрасте», где заведения наподобие детских клубов, спа-салонов или «альтернативных» ресторанов обычно размещают во время реконструкции в более или менее подходящих для них помещениях.
Если говорить об условиях размещения пассажиров на судне, то стандартные каюты на круизном лайнере по площади обычно меньше номеров в гостинице аналогичной «звёздности», зато обстановка и обслуживание при этом будут заметно лучше. В каждой каюте есть все удобства и кондиционер.
Выбор круизных программ огромный в любое время года, так что подобрать достойный вариант можно практически любому.
Круизы по Средиземному морю популярны круглый год, но летом, в высокий сезон, выбор таких туров гораздо больше. Плавания в районе морей Северной Европы предлагаются в период с июня по сентябрь, а маршруты вокруг Европы — обычно только в мае и сентябре.
Карибы, Французская Полинезия и Гавайи круизные лайнеры навещают круглый год, Аляску — с мая по сентябрь, Южную Америку — с ноября по март, Австралию и Новую Зеландию — с декабря по февраль, а побережья Юго-Восточной Азии — с ноября по март. Кругосветные путешествия обычно проходят с декабря по апрель.
Есть маршруты с ярко выраженной познавательной направленностью, включающие в себя посещение больших городов и культурно-исторических центров — их выбирают те же туристы, которые «на суше» отправляются в качественные и недешёвые экскурсионные поездки. Есть круизы, удачно совмещающие насыщенный экскурсионный ритм и расслабляющий отдых на пляжных курортах — такие программы интересны более широкому кругу отдыхающих. В отдельную группу можно выделить «эксклюзивные маршруты» с посещением, например, Исландии, норвежских фьордов, а также круизы, посвящённые знакомству с древними цивилизациями восточного Средиземноморья. Эта категория — для настоящих путешественников: знатоков, любителей особо ярких впечатлений.
Как и у большинства обычных направлений, у круизов тоже есть свои «высокий» и «низкий» сезоны, а также пиковые даты. Наиболее активный спрос наблюдается обычно на майские и новогодние праздники, а также на июль, август и сентябрь. При этом никогда не стоит забывать о том, что почти все круизы необходимо бронировать заранее. Самые активные продажи идут, как правило, за 3-6 месяцев до начала самих туров. В первую очередь обычно уходят самые дорогие и самые дешёвые каюты, «средние» по цене варианты несколько менее востребованы, поэтому их нередко можно успеть забронировать и позднее.